Новосибирский трамвай |
|
Трамвайная система |
---|
Страна | Россия |
---|
Город | Новосибирск |
---|
Тип системы | пассажирская |
---|
Дата открытия | 1934 |
---|
Количество маршрутов | 10 |
---|
Количество маршрутов в период максимального развития | 25 |
---|
Общая длина маршрутов | 117,0 км. в 2009г. |
---|
Количество трамвайных парков | 2 |
---|
Количество трамвайных парков в период максимального развития | 4 |
---|
Количество вагонов | 144 |
---|
Модели эксплуатируемых трамваев | КТМ-5М3,ЛМ-99К,ЛМ-99КЭ, 71-619КТ, 71-623 |
---|
Ширина колеи | 1524 мм. |
---|
Протяжённость самого длинного маршрута | №15 (17,9 км. в2009 г.) |
---|
Компания-перевозчик | МКП "ГЭТ" |
---|
Новосибирский трамвай работает с 26 ноября 1934 года. В настоящее время в Новосибирске действуют 10 маршрутов трамвая, которые обслуживаются двумя депо: Левобережным (до объединения в 2000 г. — Ленинское депо и Кировское депо) и Правобережным (до объединения в 2001 г. — Дзержинское депо и Октябрьское депо).
С 1 января 2011 года в связи с введением государственного регулирования тарифов на проезд в общественном транспорте стоимость проезда в новосибирском трамвае составляет 13 руб., по Единой транспортной карте — 12 руб., по студенческой транспортной карте — 6 руб. 50 коп.
Эксплуатационная длина трамвайных путей в городе 69 км двойного пути. В 2008 году трамваем было перевезено 25,9 млн человек (для сравнения: в 1980 г. трамваем в Новосибирске было перевезено 183,3 млн пассажиров). При этом доля трамвая в общегородских перевозках общественным транспортом составила около 8 %, среди муниципального транспорта — 13 %.
История
Новосибирский трамвай был открыт в 1934 г. и оставался основным средством транспорта в миллионном городе до середины 80-х годов (до момента пуска первой очереди метрополитена).
Первый трамвайный маршрут связал железнодорожный вокзал с центром города. В 60-х годах трамвай в Новосибирске перевозил до 60 % общего пассажиропотока. Однако в 80-х годах участь многих городов СССР по уменьшению роли трамвая достигла и Новосибирска. Были демонтированы линии с многих крупных центральных улиц: Красный проспект, Гоголя, Кошурникова. В начале 90-х годов по причине перегруженности автотранспортом Октябрьского моста через реку Обь было принято решение о ликвидации трамвайного движения по вышеуказанному мосту. С этого момента в Новосибирске образовались как бы две независимые, не связанные друг с другом, трамвайные системы на обоих берегах Оби (такая ситуация уже была в городе с 1940 по 1955 г., до открытия движения через Октябрьский мост).
Подвижной состав
Подвижной состав Новосибирского трамвая насчитывает около 160 вагонов, однако реально эксплуатируется около 120. Фактический выпуск составляет 80-90 единиц. Основная модель — КТМ-5М3. Кроме того, в Левобережном депо есть также 3 вагона ЛМ-99; с 2008 года в каждом из депо работают по два КТМ-19КТ.
Большинство вагонов отработали амортизационный срок, постепенно идёт списание. Так, в 1995 году в Новосибирске было 282 пассажирских вагона, в 2000—207, в настоящее время — около 160[1].
В Правобережном депо помимо классических КТМ-5 эксплуатируется модернизированный КТМ № 3019, построенный в 2004 г. силами специалистов Завода «Сибэлтранс» и Правобережного трамвайного депо на основе старого кузова КТМ-5. Начиная с 2007 года в обоих депо производится модернизация вагонов КТМ-5. В ходе модернизации заменяется обшивка кузова, увеличивается высота окон, заменяется интерьер (см. фото). С 2008 г. на модернизированные вагоны устанавливается тяговый привод на IGBT-транзисторах. По состоянию на 2011 год модернизировано 21 вагон.
За всё время существования трамвая в Новосибирске эксплуатировались следующие типы пассажирских вагонов:
Динамика изменения числа пассажирских вагонов в Новосибирске:
Год | Количество |
---|
1934 | 17 ? |
1940 | 60 |
1943 | 75 |
1954 | 119 |
1965 | 400 |
1991 | 423 |
1995 | 282 |
2000 | 207 |
2001 | 202 |
2002 | 197 |
2003 | 196 |
2004 | 194 |
2005 | 188 |
2006 | 182 |
2007 | 177 |
2009 | 159 |
2011 | 144 |
На территории завода «Сибэлтранс» сохранился как памятник вагон КТМ-1. На площадке музея городского электротранспорта сохраняется вагон РВЗ-6М2, на территории службы пути — каркас кузова МТВ-82; кроме того, в городе до сих пор эксплуатируются несколько служебных вагонов ,( контактные вышки,снегоочистители), созданных на базе РВЗ-6 различных модификаций.
Маршруты
Действующие
- № 5 Золотая горка — Сад мичуринцев
- До 1977 года следовал по маршруту «пос. Северный (Сосновый бор) — пл. Калинина — Центр».
- Обслуживается Правобережным депо. Интервал движения* — 17-18 мин.
- До 1977 года Пос. Южный — вокзал Новосибирск-Западный — Сад Кирова — пл. Станиславского — Пос. Южный
- Обслуживается Левобережным депо. Интервал движения — 41 мин.
- Обслуживается Левобережным депо. Интервал движения — 11-12 мин.
- В 80-х гг: Молкомбинат — Вокзал Новосибирск-Западный
- Следовал по кольцевой схеме через ул. Вертковскую и ул. Котовского по часовой стрелке.
- № 10 Бугринская роща — Хлебзавод — Бугринская роща
- Кольцевой: через ул. Вертковскую, ул. 9-й Гвардейской дивизии, ул. Связистов, вокзал «Новосибирск-Западный»,
- ул. Троллейную, Ленинский рынок, ул. Вертковскую
- До ликвидации кольца на пл. Маркса ходил через ул. Вертковскую, ул. Троллейную, Хлебозавод и пл. Маркса, навстречу маршруту № 12
- Обслуживается Левобережным депо. Интервал движения — 7-8 мин.
- В 80-х гг: Вокзал Новосибирск-Западный — Бугринская роща
- Следовал по кольцевой схеме через ул. Вертковскую и ул. Котовского против часовой стрелки.
- № 11 Золотая горка — ст.метро «Заельцовская»
- До 1988 года ходил по маршруту «Золотая горка — Дк им. Кирова»
- Обслуживается Правобережным депо. Интервал движения — 20-25 мин.
- № 13 Улица Писарева — Гусинобродский тракт(Гусинобродский вещевой рынок)
- Следует через Автовокзал и ул. Гурьевская.
- До 1980 года ходил по маршруту Вокзал Новосибирск-Главный — ГБШ
- Обслуживается Правобережным депо. Интервал движения — 3-4 мин.
- № 14 Сад мичуринцев — Сосновый бор
- Обслуживается Правобережным депо. Интервал движения — 12-13 мин.
- № 15 Бугринская роща — пл. Маркса — Юго-западный ж/м (через Ленинский рынок)
- До ликвидации кольца на пл. Маркса ходил по маршруту «Площадь Маркса — Юго-Западный ж/м» через ул. Троллейную и Клуб им. Чехова.
- До 1977 года следовал по маршруту Станиславский ж/м (кирзавод) — вокзал Новосибирск-Западный — Сад Кирова — пл. Станиславского — Клуб Чехова — Станиславский ж/м (кирзавод)
- В 80-х гг: Вокзал Новосибирск-Западный — Станиславский ж//м (трамвай)
- Обслуживается Левобережным депо. Интервал движения — 4-5 мин.
- № 18 ж/м Затулинский — пл. Маркса — Юго-западный ж/м (через ул. Невельского)
- До ликвидации кольца на пл. Маркса ходил по маршруту «Площадь Маркса — Юго-Западный ж/м» через ул. Широкую и Связистов.
- В первой половине 80-х гг: ул. Писарева — Станиславский ж/м
- В 70-х гг: Театр Оперы и Балета — Центр — Автовокзал — Восход — Горская — пл. Труда — ул. Широкая — ул. Троллейная — ул. Титова — ул. Фасадная — ул. Невельского
- Обслуживается Левобережным депо. Интервал движения — 4-5 мин.
- № 19 Станиславский ж/м — Станиславский ж/м (кольцевой через ул. Троллейную, Невельского, Широкую только по часовой стрелке)
- В 70-е годы ходил по маршруту «Центр — пос. Чемской» (через Коммунальный мост)
- Обслуживается Левобережным депо. Интервал движения — 11 мин.
Закрытые
- № А Вокзал Новосибирск-Западный — Вокзал Новосибирск-Западный (кольцевой).
- Следовал по часовой стрелке по улицам: Троллейная, Широкая, Станиславского, Титова. Закрыт в 1977 году после ликвидации трамвайных путей на улицах Станиславского и Титова.
- № 1 Пос. Чемской — Бугринская роща (до 1971 г. «Вокзал Новосибирск-главный — ул. Большевистская»)
- Обслуживался Левобережным депо. Закрыт с ноября 2007.
- № 2 Центр — Золотая Горка. Закрыт в 1989 году после начала строительства метро по ул. Гоголя.
- № 3 Ст.метро «Площадь Маркса» — Молкомбинат (1936—1980гг — «Вокзал Новосибирск-главный — Сад Дзержинского»)
- Обслуживался Левобережным депо. Средний интервал движения — 20-30 мин.
- С 1 декабря 2006 года закрыт.
- № 4 Пос. Чемской — Ст.метро «Площадь Маркса»
- Обслуживался Левобережным депо. До середины 1980-х гг. ходил по маршруту «Центр — Бугринская роща». Закрыт с ноября 2007 в связи с ликвидацией трамвайного кольца на пл. Маркса (объединён с маршрутом 18).
- № 6 Центр — Юго-Западный ж/м. Закрыт в середине 1980-х гг.
- В начале 80-х гг:ул. Писарева — Станиславский ж/м (трамвай)
- В 1970-x: (1976г.) Вокзал Новосибирск-Главный — Станиславский ж/м
- № 7 ТЭЦ-2 — Юго-Западный ж/м(1984—1997гг), «ДК. Кирова — автовокзал — Сад мичуринцев» (? — 1977 г.)
- № 10к Бугринская роща — ТЭЦ-2 [1]
- № 11а «Золотая горка – Сосновый бор» [2]
- № 12 до 1991 года "Бугринская Роща" — "площадь Маркса"-"Восход"-"Сад Мичуринцев"
- В 90-х гг: Ст. метро «Площадь Маркса» — Бугринская Роща.
- Обслуживался Левобережным депо. Закрыт с ноября 2007 в связи с ликвидацией трамвайного кольца на пл. Маркса (объединён с маршрутом 15). Средний интервал движения — 8-10 мин. До 1992 г. ходил по маршруту "Молкомбинат" — "Сад мичуринцев"
- № 13к Гусинобродское шоссе (ГБШ) — Центр (Театр оперы и балета)
- Обслуживался Правобережным депо. Вводится на период ремонта трамвайного пути. Последний раз действовал в 2009 году [3]
- № 14к Сад Мичуринцев — ГБШ [4]
- № 16 Сад мичуринцев — Ст.метро «Березовая роща»
- Обслуживался Правобережным депо. Средний интервал движения — 10-14 мин. С 1980 по 1989 г. ходил по маршруту «Ул. Писарева — Березовая роща — Гостиница Северная — Гусинобродское шоссе».До 1980 г. «Вокзал Новосибирск-Главный — Гусинобродское шоссе».
- С 5 декабря 2007 закрыт в связи с ликвидацией кольца на Березовой роще.
- № 17 Сосновый бор — ст.метро «Заельцовская»
- Обслуживался Правобережным депо. Средний интервал движения — 15-20 мин. До 1988 года ходил по маршруту «Сосновый Бор — ДК. Кирова».
- С августа 2008 года закрыт.
- Вводится в дни баскетбольных и волейбольных соревнований в СКК «СЕВЕР», для обеспечения проезда к нему болельшиков.
- № 20 Микрорайон «Золотая горка» — Ст.метро «Березовая роща»
- Обслуживался Правобережным депо. Средний интервал движения — 45-50 мин. До 1992 года ходил по маршруту «Золотая Горка — Сад Мичуринцев» (через ул. Кошурникова).
- С 1 декабря 2006 становится сезонным, на зимний период отменен.
- С 5 декабря 2007 закрыт в связи с ликвидацией кольца на Березовой роще.
- № 21 Центр — Сад Мичуринцев Действовал с 1980 года. Закрыт в 1989 году после начала строительства метро по ул. Гоголя.
- До 1980 года «Вокзал Новосибирск-Главный — Сад Мичуринцев».
- № 22 пос. Южный — Молкомбинат
- № 23 Сосновый бор — Ст.метро «Березовая роща»
- Обслуживался Правобережным депо. Средний интервал движения — 15-20 мин. До 1989 года ходил по маршруту «Центр — Сосновый Бор», в 1989—1992 годах — «Сад мичуринцев — Сосновый Бор»
- С 1 декабря 2006 года закрыт.
- № 24 ул. Писарева — Гусинобродское шоссе (1980—1989 гг.). До 1977 года «Клуб им. Кирова — пл. Калинина — Центр — Гусинобродское шоссе».
- Следовал через ул. Гоголя и Кошурникова. С 1977 по 1980 г. «Вокзал Новосибирск-Главный — Гусинобродское шоссе».
- Закрыт в 1989 году после начала строительства метро по ул. Гоголя.
- № 25 Пос. Чемской — Молкомбинат
- Обслуживался Левобережным депо. Средний интервал движения — 20-30 мин.
- Вводится на период ремонта трамвайных путей по ул. Сибиряков-Гвардейцев.
- № 26 пл. Калинина — Сосновый бор
- Работал в 1-й половине 80-х годов как дополнительный к маршруту № 17, ходившему до ДК Кирова.
- № 33 Ст. метро "Заельцовская — Сад Мичуринцев
- Работал в 1997—1999 годах. Обслуживался Дзержинским и Октябрьским депо. Работал нерегулярно, интервал движения — не менее 29 минут. Сейчас по этому маршруту иногда ходят вагоны 11-го маршрута (при следовании в депо)
[ * ] — здесь и далее указан средний интервал движения в час-пик, для действующих маршрутов приведены пиковые интервалы по расписанию на начало 2009 года, которые могут не соблюдаться.
Депо
(до 2007 — Левобережное трамвайное депо). Организовано путем объединения в 2000 г. Ленинского и Кировского трамвайных депо.
- Обслуживает маршруты № 8, 9, 10, 15, 18, 19
- Подвижной состав: 99 % — КТМ-5, кроме того эксплуатируются один ЛМ-99К и два ЛМ-99КЭ, до конца 2007 эксплуатировались три вагона РВЗ-6М2, с 2008 — два КТМ-19КТ, а также модернизированные КТМ-5.
- Нумерация вагонов: 2ХХХ, до объединения — 4ХХХ.
В составе депо две площадки (бывших депо): Ленинская (на ул. Троллейная) и Кировская (на ул. Сибиряков-Гвардейцев). На территории Кировской площадки депо организован Музей Новосибирского электротранспорта.
(до 2007 — Правобережное трамвайное депо). Организовано путем объединения в 2000 г. Октябрьского и Дзержинского (старейшего в городе) трамвайных депо. В 2008 году рельсовая связь с Дзержинской площадкой уничтожена.
- Обслуживает маршруты № 5, 11, 13, 14
- Подвижной состав: 99 % — КТМ-5, с 2004 года — модернизированный вагон КТМ-5 3019, с 2008 — два КТМ-19КТ, а также модернизированные КТМ-5.
- Нумерация вагонов: 3ХХХ
Перспективы
С 80-х годов, когда после начала строительства метро трамвайная сеть города приобрела близкий к современному облик, выдвигались различные предложения по её развитию, однако большая их часть осталась нереализованными, и все последующие годы протяжен