Новосибирский метрополитен
- Тип
- метрополитен
- Населённые пункты
- Новосибирск
- Оператор
- МУП «Новосибирский метрополитен»
- Начальник
- Кошкин В. М.
- Дата открытия
- 7 января 1986 года
- Эксплуатационная длина линий
- 15,9 км
- Количество линий
- 2
- Количество станций
- 13
- Количество депо
- 1
- Суточная перевозка пассажиров
- 207,1 тыс. чел./сутки (2011)
- Годовая перевозка пассажиров
- 75,6 млн. чел./год (2011)
- Доля в общегородских перевозках
- 15,5 % в 2008 г.
43,2% от муниципальных в 2011 г. - Веб-сайт(ы)
- http://www.nsk-metro.ru
Схема
Новосибирский метрополитен — система линий метрополитена в Новосибирске.
Четвертый по дате открытия метрополитен в России.
Линии
Статистика
Основная статья: Технико-экономические показатели Новосибирского метрополитена.
Новосибирский метрополитен сегодня — это:
Самый длинный перегон — «Октябрьская» — «Площадь Ленина» (1796 м).
Самая глубокая станция — «Сибирская» (более 15 метров).
Участки с максимальным пассажиропотоком — перегон «Красный проспект» — «Площадь Ленина» и метромост (до 16 тысяч чел./час в одну сторону).
Оплата проезда
Основная статья: Оплата проезда в Новосибирском метрополитене.
Проход в метро осуществляется по металлическим жетонам и транспортным картам. С 1 января 2011 года установлена стоимость жетона 15 рублей, стоимость поездки по Единой транспортной карте — 14 рублей.
Студенты и школьники пользуются правом проезда со скидкой 50 % (7,5 рубля). Лица, имеющие право на льготный проезд, обязаны использовать социальные транспортные карты.
Организация и подчинение
Метрополитен является муниципальным предприятием, принадлежащим городу Новосибирску. Начальник Новосибирского метрополитена — В. М. Кошкин.
Метрополитен подчиняется Департаменту транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии г. Новосибирска (начальник департамента — Жарков В. А.)
За размещение заказов и координацию работ по строительству объектов метрополитена отвечает МУП «УЗСПТС» (Управление заказчика по строительству подземных транспортных сооружений), независимое от метрополитена, являющегося эксплуатирующей организацией. В конце 2010 г. начальником УЗСПТС назначен А. В. Мысик.
Управление деятельностью УЗСПТС осуществляет первый заместитель мэра Новосибирска. В настоящее время эту должность занимает А. Е. Ксензов.
История
Основная статья: Хронология развития Новосибирского метрополитена.
В 1975 году принято постановление правительства о начале проектирования новосибирского метрополитена. Строительство началось 12 мая 1979 года на площадке станции «Октябрьская».
28 декабря 1985 года был сдан в эксплуатацию, а 7 января 1986 года — открыт для пассажиров первый пусковой участок метрополитена «Красный проспект» — «Студенческая» из 5 станций, электродепо ТЧ-1 «Ельцовское» и инженерного корпуса.
«В Новосибирск пришло метро» (книга)
В начале 2010 года на станциях Новосибирского метрополитена были установлены памятные доски. На каждой табличке из латуни размещены герб города, символика метрополитена, название станции, а также информация о её проектировщиках и строителях. Кроме того, на конечных станциях («Площадь Гарина-Михайловского», «Берёзовая роща», «Площадь Маркса», «Заельцовская») и на станции «Площадь Ленина» предусмотрены таблички с информацией о строителях и технических характеристиках Ленинской и Дзержинской линий.
Перспективы развития
Основная статья: История проектов Новосибирского метрополитена.
В настоящее время основными документами, регламентирующими развитие новосибирского метрополитена, являются Схема развития скоростного внеуличного транспорта в г. Новосибирске до 2015 года, принятая в 2001 году, и Генеральный план, принятый в 2007 году. Ближайшими перспективами являются продление Дзержинской линии до станции Гусинобродская и строительство станции Площадь Станиславского на одноименной площади.
Рекорды, местные особенности, интересные факты
См. также: Обслуживание пассажиров Новосибирского метрополитена.
Новосибирский метромост через реку Обь считается самым длинным метромостом в мире, его длина вместе с эстакадами — свыше 2 км. Метромост граничит со станцией Речной Вокзал, расположенной на склоне так, что один её наземный вестибюль расположен под путями метро, а другой — над ними.
В течение 20 лет работы на Дзержинской линии не было кругового движения поездов. Челночным движением обслуживалось до 4 станций.
Аудиоинформаторы в поездах используют два голоса (мужской и женский) в зависимости от направления движения, а на конечных звучит пожелание всего доброго.
С мая 2008 года на платформы станций наносится разметка, указывающая на место остановки дверей поезда.