Город всерьез рассчитывает возобновить строительство метрополитена уже в
нынешнем году. Это дал понять заместитель губернатора Андрей Ксензов, беседуя с
консулом Германии в Новосибирске. Он заверил дипломата, что конкурс на
строительство станций «Гусинобродская», «Молодежная» и метродепо на Дзержинской ветке будет объявлен не позже мая 2013 года. Новосибирск рассчитывает привлечь инвестора, готового реализовать проект стоимостью в 10,5 млрд руб. Некоторые детали раскрыл мэр Владимир Городецкий, отвечая на вопросы журналистов в пятницу, 12 апреля.
«Мы хотим, чтобы эта стройка была рекордно короткой — максимально 3–3,5 года, 3 года даже, — это две станции и метродепо», — поделился градоначальник.
По его словам, город и область постепенно рассчитаются с подрядчиком.
«Искусство этого проекта в чем — объявить конкурс на условиях проплаты с
рассрочкой на 5–7 лет с момента строительства, с момента сдачи», — предполагает
Городецкий. Разработка конкурсной документации идет полным ходом, уверил он. В
пресс-центре мэрии сообщили, что проект пока не получил одобрение госэкспертизы
— чертежи находятся на согласовании в Москве.
Председатель комиссии по городскому хозяйству Совета депутатов Новосибирска
Игорь Кудин считает, что за возможность строить метро в Новосибирске будут
бороться несколько крупных предприятий. Но под силу такой проект окажется
только зарубежной группе компаний, под вывеской которой объединятся
производители оборудования, метростроители, консалтинговая организация и
банковская структура.
«Это могут быть немецкие компании, может быть и Чехия. Я знаю, что со своим предложением выходили французы.
То, что есть реальный интерес у компаний европейского, а может, даже и мирового уровня, — это я знаю совершенно точно», — уверил г-н Кудин. По его оценке, 3 года — жесткий, но реальный срок, если речь идет о частно-государственном партнерстве. В рамках федеральной программы, даже при условии, что Новосибирск в нее попадет, проект растянется на 7–10 лет — среди российских регионов много желающих строить метро, а бюджетные возможности ограничены, замечает депутат.
На сайте городского метрополитена продление Дзержинской ветки — главный и единственный проект сейчас в разделе «Перспективы развития». И хотя «Гусинобродская» и «Молодежная» пока не появились на карте, развешанной в вагонах, на перспективной схеме, доступной на сайте, новые станции соединяются с «Золотой Нивой» жирным зеленым пунктиром.
На участке от «Золотой Нивы» до пересечения ул. Доватора с Гусинобродским шоссе пунктир символизирует два подземных однопутных тоннеля. Затем метро выходит из-под земли — от «Гусинобродской» до «Молодежной» поезда пойдут по крытой эстакаде.
![](http://static.ngs.ru/news/preview/4d8310640633a081134663c38efef156033a8971_833.jpg)
Корреспондент НГС.НОВОСТИ изучила иллюстрации, обнародованные
метрополитеном, — больше всего поражает масштаб станций.
Снаружи «Гусинобродская» выглядит как полноценный вокзал с центральным входом в форме гигантской буквы «М», белоснежными колоннами и крышами в виде диадемы. Как пояснил начальник отдела рабочего проектирования ОАО
«Красноярскметропроект» (разработчик проекта) Григорий Мельник, две станции и метродепо можно построить за 3 года. Для этого нужна современная техника — механизированный тоннелепроходческий комплекс, способный продвигаться под землей со скоростью не менее 400–500 м в месяц. В Новосибирске такого оборудования нет, но в Москве сейчас работают около 20 подходящих щитов — на один из них наш город вполне может рассчитывать, знает г-н Мельник. Он усомнился в том, что за стройку в Новосибирске возьмутся иностранцы, — переброска техники и людей из Европы обойдется слишком дорого и сведет на нет любую коммерческую выгоду. По мнению эксперта, строить придут москвичи, а скорость их работы будет напрямую зависеть от финансовых возможностей.
Директор компании «Мега-групп» Михаил Климович (возводит ТЦ на территории
Гусинобродского рынка) не слышал, чтобы мэрия расторгала договоры с торговцами, работающими на будущей стройплощадке. В феврале 2012 года специалисты ОАО «Красноярскметрострой» сделали геосъемку на месте будущей стройки — и с тех пор о грядущем строительстве ничего не напоминает.
Ветеран новосибирского метростроя и бывший сотрудник УЗСПТС на условиях
анонимности поделился с корреспондентом НГС.НОВОСТИ своими сомнениями — он не верит в реальность планов городских властей. Собеседник напомнил: за последние 20 лет в городе было введено в эксплуатацию только три станции — «Маршала Покрышкина» (строилась с 1990 по 2000 год), «Березовая роща» (2002–2005) и «Золотая Нива»(1993–2011), и сроки сдачи каждой из них неоднократно срывались из-за проблем с финансированием.
Быстрей всего Новосибирский метрополитен строился на первоначальном этапе. С 1979 по 1985 год на Ленинской ветке построили сразу 5 станций — от «Студенческой» до «Красного проспекта». Движение запустили одновременно — 28 декабря 1985 года. Два года спустя поезда двинулись по Дзержинской ветке — ее сдали с двумя станциями: «Сибирская» (1979–1987) и «Площадь Гарина-Михайловского» (1980–1987). Следующую пятилетку строители потратили на перегон «Студенческая» – «Площадь Маркса» (1986–1991) и две станции на Ленинской ветке — «Заельцовская» и «Гагаринская» (обе сданы в 1992 году).
После завершения Дзержинской ветки по тому же принципу можно продолжить строительство Ленинской ветки — перекинуть людей и технику в сторону станции «Площадь Станиславского», считает депутат Кудин.
Григорий Мельник ссылается на выводы экспертов, рассчитавших, что такой сценарий не даст прироста пассажиропотока, и предлагает развивать Кировскую ветку. Сейчас на плане развития метро она расходится от площади Маркса в две стороны — на Затон и к Северо-Чемскому жилмассиву.
Однако пока конкурс на строительство метро не будет признан состоявшимся, самым реальным прогнозом городских властей в отношении метростроительства выглядит обещание расконсервировать станцию «Спортивная», если возле Горского жилмассива будет строиться ледовый дворец, — в начале апреля об этом заявил Владимир Городецкий.