Новосибирский троллейбус
Новосибирский троллейбус | |
Троллейбусная система | |
---|---|
Страна | |
Город | |
Дата открытия | |
Количество маршрутов | 16 |
Количество троллейбусных парков | 4 |
Количество троллейбусов | 326[1] |
Компания-перевозчик | МКП «ГЭТ» |
Новосиби́рский тролле́йбус — система троллейбусного транспорта в городе Новосибирске. Движение началось 6 ноября 1957 года[2].
Содержание |
История и общие сведения
Пробная поездка состоялась 6 ноября, накануне празднования сорокалетия Октябрьской революции. На следующий день началось регулярное ежедневное движение по маршруту «Аэропорт — ул. Мостовая (автовокзал)»[2]. Общее количество машин сохраняется приблизительно на постоянном уровне, ни один сибирский город не сохранил такого количества подвижного состава этого вида электротранспорта[3].
В 2004 году доля троллейбусного транспорта в городских перевозках составляла 24 %, уступая только автобусам. Среди муниципального транспорта троллейбус занимал лидирующую позицию с долей 30 %[4]. В 2008 году доля троллейбуса в перевозках составила около 13 % (среди муниципального транспорта — 32 %, уступая только метрополитену), что объясняется главным образом ростом числа перевезённых частными автобусами пассажиров.
С 1 января 2011 года в связи с введением государственного регулирования тарифов на проезд в общественном транспорте стоимость проезда в новосибирском троллейбусе составляет 13 руб., по единой транспортной карте — 12 руб., по студенческой транспортной карте — 6 руб. 50 коп.
Подвижной состав
Хотя троллейбусное движение в Новосибирске открывали машины МТБ-82, первыми троллейбусами, оказавшимися в городе, были эвакуированные во время войны ЯТБ. Дальнейшая эволюция троллейбусного парка была типичной для РСФСР: на смену МТБ пришли модификации ЗиУ-5, а позже — и ЗиУ-9.
Разнообразие эксплуатируемых в Новосибирске моделей возросло в 90-х, когда троллейбусы стали поступать нерегулярно и небольшими партиями. Так в Новосибирск поступили различные модификации ВМЗ (ВМЗ-170, ВМЗ-201, единственный в мире ВМЗ-263, ВМЗ-375),БТЗ, АКСМ, Тролза, часть которых проходили как КР с заменой кузова.
С 1995 года в городе эксплуатируются сочлененные ЗиУ-6205, пришедшие на замену поездам из двух сцепленных ЗиУ-682.
С 2003 года в Новосибирск поступают кузова троллейбусов местного производства ООО «Сибирский троллейбус», представляющие собой модернизированный вариант ЗиУ-682Г. Последние экземпляры СТ оборудуются асинхронным приводом, вклеенным остеклением, увеличенной кабиной водителя с кондиционером и т. п. Всего в городе эксплуатируются 37 «сибирских троллейбусов» разных исполнений.
Последней крупной поставкой была партия из 23 машин Тролза-5275.05 с асинхронным приводом, пришедшая в 2007—2008 годах. Планируются новые закупки аналогичных троллейбусов.
По состоянию на май 2012 года, ежедневно на маршруты отправляются 226 троллейбусов из имевшихся 295 единиц[5].
В начале июня 2012 года в город поступил первый низкопольный троллейбус Тролза-5265 «Мегаполис», а 2 июля он вышел на опытную эксплуатацию по маршруту №5.
Действующие маршруты[6]
- 2 «Аэропорт — вокзал Новосибирск-Главный»
- Обслуживается головным предприятием. Пиковый интервал — 6 минут.
- 4 «Затулинский жилмассив — З-д медпрепаратов»
- Обслуживается филиалом № 2. Пиковый интервал — 8 минут.
- 5 «Аэропорт — ул. Ленинградская»
- 5а "Метро Заельцовская-ТЭЦ-5-Ключ-Камышенское плато".Маршрут для троллейбуса-электробуса.
- 7 «Станиславский жилмассив — ул. Лазурная»
- Обслуживается филиалом № 3. Пиковый интервал — 7 минут.
- 8 «Затулинский жилмассив — ул. Ленинградская»
- Обслуживается филиалом № 2. Пиковый интервал — 6 минут.
- 10 «Дом Ленина — Автопарк - Сад им. Дзержинского»(В обратном направлении Сад Дзержинского - Дом Ленина)[7].
- Обслуживается филиалом № 1. Пиковый интервал — 6 минут.
- 13 «Ул. Учительская — ст. метро „Речной вокзал"»
- Обслуживается головным предприятием совместно с филиалом № 1. Пиковый интервал — 6 минут.
- 22 «Ул. Учительская — Лазурная»
- Обслуживается филиалом № 1. Пиковый интервал — 8 минут.
- 23 «Сад им. Дзержинского — вокзал Новосибирск-Главный»
- Обслуживается филиалом № 1. Пиковый интервал — 6 минут.
- 24 «Ул. Учительская — Станиславский жилмассив»
- Обслуживается филиалом № 4 совместно с головным предприятием. Пиковый интервал — 4 минуты.
- 26 «Затулинский жилмассив — Молкомбинат» (работает в часы пик)
- Обслуживается филиалом № 2.
- 29 «Северо-чемской жилмассив — м. Заельцовская»
- 36 «Ул. Лазурная — м. Заельцовская»
- Обслуживается филиалом № 1. Пиковый интервал — 7 минут.
отмененные маршруты'
- 1 «Аэропорт — ст. метро „Речной вокзал"»
- 3 «Ул. Лазурная — Сад им. Дзержинского»
- В 2011 году существовал временный маршрут — «Ул. Лазурная — Золотая Нива». Движение осуществлялось менее месяца - в период с 15 марта по 7 апреля 2011 года[8][9]
- 6 «Вокзал Новосибирск-Главный — ст. метро „Площадь Маркса"»
- Маршрут действовал с декабря 1997 по 2001 год.
- В 70-80-е годы — «Вокзал Новосибирск-Главный — Станиславский ж/м». Закрыт в 1986 году.
- 9 «Ул. Учительская — ДК им. Кирова»
- 12 «Автовокзал — ул. Лазурная»
- 13 «Молкомбинат — Станиславский ж/м». Действовал в начале 80-х годов.
- 14 «Вокзал Новосибирск-Главный — карьер Борок»
- 15 «Волочаевский ж/м — бетонный завод»
- В начале 70-х годов: «Ул. Есенина — бетонный завод»
- 16 «ДК им. Кирова — ул. Лазурная».
- Следовал по ул. Нарымской, Писарева, Мичурина, Фрунзе.
- 17 «Вокзал Новосибирск-Главный — ул. Учительская»
- Следовал через ул. Нарымскую, Плановую и пл. Калинина.
- 18 «Автовокзал — ДК им. Кирова» (через пл. Калинина и Красный пр.)
- В 70-е годы — «ДК им. Кирова — ул. Ленинградская».
- 19 «Пл. Калинина — бетонный завод» (через Коммунальный мост)
- В начале 80-х годов — «ДК им. Кирова — завод Медпрепаратов» (через Димитровский мост).
- 20 «Ул. Лазурная — Вокзал Новосибирск-Главный»
- В начале 80-х годов — «ДК им. Кирова — Волочаевский жилмассив»(по ул. Владимировской, ул. Фабричной, ул. Большевистской, ул. Восход, ул. Кирова, ул. Бориса Богаткова, ул. Доватора).
- В конце 80-х — «Ст. метро „Октябрьская" — Волочаевский ж/м».
- 21 «Сад им. Дзержинского — ст. метро „Речной вокзал"»
- 25 «Вокзал Новосибирск-Главный — ул. Ленинградская»
- Следовал по ул. Советской.
- 27 «Автовокзал — Вокзал Новосибирск-Главный»
- Действовал в начале 80-х годов в период строительства метро.
- 28 «Станиславский ж/м — ст. метро „Заельцовская"»
- Следовал через Коммунальный мост.
- В 1986 году следовал по маршруту «Ст. метро „Октябрьская" — ул. Ленинградская».
- 31 «Ст. метро „Красный Проспект" — ул. Учительская»
- Следовал по ул. Богдана Хмельницкого, Танковой, Ипподромской, Писарева, Советской, Гоголя.
- 32 «улица Космическая — Бетонный завод»
- Действовал в начале 80-х годов в период строительства метро.
- 33 «Ст. метро „Площадь Маркса" — Затулинский ж/м»
- 34 «Автовокзал — ДК им. Кирова»
- Следовал по ул. Владимировской, ул. Фабричной.
- 35 «Ст.метро „Площадь Маркса" — Мехколонна»
- с ноября 2012 отменен 401 маршрут площадь Калинина-Аэропорт "Толмачево"
Информация дана на основе атласов:«»
- Новосибирск: Историко-географический атлас / Отв. ред. Х. Х. Мелеск. — М.: «Роскартография», 1993. — 120 с. — 20 000 экз, экз. — ISBN 5-85120-015-4
- Новосибирский метрополитен/ Под ред. А. В. Лаптева. — М.: ГУГК СССР, 1989. — 200 000 экз, экз.
- Новосибирск: Схема городского транспорта/ Под ред. А. Г. Гущиной, В. Д. Топчиловой. — М.: ГУГК СССР, 1979, 1982. — 185 000 экз, экз.
Примечания
В 80-е годы во время строительства станции метро «Площадь Маркса» конечной остановкой всех троллейбусных маршрутов левобережья была станция метро «Студенческая», троллейбусы следовали от неё по улицам Геодезической и Блюхера.
Перспективы
В 2011 году по новому мосту через реку Плющиху, планируется[10] продление троллейбусной линии по улице Кирова от улицы Воскова по улице Выборной (с промежуточным поворотным кольцом на ней) до ТЭЦ-5 (с поворотным кольцом и дополнительной контактной сетью для отстоя троллейбусов). В настоящее время ведётся проектирование этого участка.
Депо
В настоящее время в Новосибирске действует 4 троллейбусных депо. Нумерация вагонов четырёхзначная, первая цифра соответствует номеру депо (не филиала), к которому приписан троллейбус, следующие три цифры — порядковый номер поступления троллейбуса в депо, начиная с 1978 года.
Филиал № 1 МКП «ГЭТ»
Бывшее Дзержинское троллейбусное депо № 1.
Первое троллейбусное депо города. Однако открыто было несколько позже пуска троллейбуса. Единственное депо, не эксплуатирующее сочленённые троллейбусы(с гармошками); одной из причин этого являются малые размеры здания депо.
Обслуживает маршруты № 10, 22, 23, 36.
Адрес: ул. Алейская, д. 4.
Филиал № 2 «Кировский троллейбусный» МКП «ГЭТ»
Бывшее Кировское троллейбусное депо № 2.
Обслуживает маршруты № 4, 8, 26.
Адрес: ул. Сибиряков-Гвардейцев, д. 49. Открыто в 1962 году
МКП «ГЭТ»
Муниципальное казённое предприятие «Горэлектротранспорт» (бывшее Заельцовское троллейбусное депо № 3) является головным предприятием системы новосибирского городского электротранспорта. Все остальные троллейбусные и трамвайные депо города, а также службы пути и электроснабжения подчинены ему в виде филиалов.
Открыто 19 октября 1976 года.
Обслуживает маршруты № 2, 5, 13(совместно с филиалом № 1), 24 (совместно с филиалом № 3).
Адрес: ул. Аэропорт, д. 17.
Филиал № 3 «Ленинский троллейбусный» МКП «ГЭТ»
Бывшее Ленинское троллейбусное депо № 4.
Самое молодое депо в городе. Открыто в 1989 году. На его базе расположен цех капитального ремонта троллейбусов. Характерной особенностью прошедших на нём ремонт машин являются боковые окна увеличенной высоты в средней части кузова. На базе одного из серийныхЗиУ-682 был оборудован экскурсионный троллейбус, эксплуатируемый МКП «ГЭТ».
Обслуживает маршруты № 7, 11, 24 (совместно с МКП «ГЭТ»), 29.
Адрес: ул. Станционная, д. 98а.